В Корпоративном университете РЖД завершился курс «Интернет вещей в транспорте и логистике»

Преподаватели Центра компетенций НТИ на базе Сколтеха «Технологии беспроводной связи и интернета вещей» прочитали для слушателей Корпоративного университета ОАО «Российские железные дороги» курс про перспективы применения IoT-технологий в транспорте и…

Преподаватели Центра компетенций НТИ на базе Сколтеха «Технологии беспроводной связи и интернета вещей» прочитали для слушателей Корпоративного университета ОАО «Российские железные дороги» курс про перспективы применения IoT-технологий в транспорте и логистике. Внедрение сенсорных сетей и анализа больших данных в инфраструктуру государственного перевозчика поможет сэкономить до 39 млрд рублей за ближайшие пять-шесть лет, а также значительно повысить эффективность управления железнодорожными перевозками и безопасность пассажиров.

Использование интернета вещей транспортными компаниями позволяет достичь четырех ключевых результатов: максимально снизить издержки на аварийное обслуживание путей сообщения и транспортных средств, повысить управляемость объектов инфраструктуры и обеспечить точное и адекватное представление об их текущем состоянии, предотвратить возможные аварии, уменьшить непродуктивную нагрузку на персонал, а в иных случаях и сократить его.

Например, IoT-стартап Konux, основанный тремя выпускниками Мюнхенского технического университета, заключил в 2015 году контракт с ведущим немецким железнодорожным оператором Deutsche Bahn AG на установку специальных MEMS-датчиков на шпалы под стрелочными переводами. Как и любая другая часть железнодорожного полотна, они располагаются поверх балластной призмы — насыпи из щебня, помогающей стабилизировать рельсо-шпальную решетку при движении по ней подвижного состава.

Со временем балласт начинает проседать. И если на других участках пути этот фактор менее критичен, то проседание под стрелочным переводом может вывести его из строя и привести к сходу поезда с рельсов. Так, в 1988 году в Тверской области на перегоне Березайка — Поплавенец произошло крушение пассажирского поезда «Аврора», повлекшее гибель 31 пассажира. Катастрофа случилась из-за резкого перепада высот пути вследствие просадки балласта. Как результат — движущийся на скорости 155 км/ч состав расцепился. Все 15 вагонов сошли с рельсов и перевернулись.

До 2015 года балласт проверялся работниками Deutsche Bahn вручную и по специальному графику. Естественно, что это  требовало содержания большого штата инспекторов путей сообщения, однако получаемые ими данные не всегда были точны, а самое главное — поступали с большим опозданием. Применение интернета вещей позволило автоматизировать процесс. Теперь измеренная в момент прохождения поезда величина просадки каждой шпалы сразу же отсылалась в центр управления, данные накапливались в облачном сервисе, а затем анализировались методами машинного обучения. Все вместе это позволило осуществлять постоянную оценку состояния балластной призмы и прогнозировать вероятность просадки в тот или иной момент времени. Благодаря новой технологии время простоя составов и вывода участков полотна из эксплуатации сократилось на 25 процентов. А безопасность возросла в разы.

В курсе были подробно разобраны и другие кейсы, в том числе реализованные в Италии сотрудниками ЦК НТИ совместно с компаниями SAP и Trenitalia. Как отметил руководитель Центра Дмитрий Лаконцев: «Потенциал, заложенный в сборе и аналитике больших данных слабо используется в российской промышленности и на транспорте по причине отсутствия в настоящий момент необходимых компетенций у сотрудников коммерческих и государственных компаний. Необходимо готовить специалистов нового поколения, поэтому мы надеемся, что этот курс станет регулярным в Корпоративном университете РЖД».

Комментарии закрыты