Пройти Барселону: неочевидные итоги Mobile World Congress 2019
Mobile World Congress — одна из крупнейших в мире технологических выставок, посвященных мобильной индустрии. Ведущие компании представляют здесь свои самые крутые новинки: от складных смартфонов с 5G до беспилотных такси-мультикоптеров. В течение недели сотни российских журналистов в телеграфном режиме шлют новости и обзоры из столицы Каталонии. А в это время самое важное происходит за кулисами красочных презентаций, в трудных и нескончаемых переговорах с представителями телекоммуникационного бизнеса.
Специалисты Центра компетенций НТИ «Технологии беспроводной связи и интернета вещей» решили на выставке ключевую задачу — найти максимальное число вариантов построения отечественных решений для сетей 5G. Все они базируются на отдельных технических разработках или сотрудничестве с конкретными фирмами. Это могут быть как иностранные производители, готовые предоставить исходный код и конструкторскую документацию своих продуктов, так и отечественные поставщики. ЦК НТИ занимает независимую позицию vendor free, и поэтому способен предложить для развертывания в России наиболее экономически выгодное, безопасное и конкурентоспособное решение. Помочь полностью его локализовать и превратить в экспортируемый товар.
«Выставка в этом году очень хорошая. Она мало меняется год от года, но сейчас особенно бросилось в глаза — везде 5G, на всех баннерах и ролл-апах. В массе своей готовых продуктов нет, пустые коробки, но намерения все активно декларируют. И огромное количество машин. Практически все ведущие автопроизводители вышли на выставку, посвященную телекоммуникациям. Наверно, впервые такое. От Volkswagen и SEAT, до Mercedes и BMW. Просто все. Представлена масса решений, связанных с connecting car (подключенным автомобилем) — передача данных с машины, телеметрия, управление. Всё это касается, одновременно, и интернета вещей, и высокоскоростной связи 5G», — рассказывает руководитель исследовательской группы ЦК НТИ и старший инженер-исследователь IoT Lab CDISE Серафим Новичков.
Впрочем, посмотреть даже относящиеся к деятельности центра новинки у делегации ЦК НТИ не было времени. Предстояло провести интенсивные переговоры с представителями нескольких десятков компаний.
«Мы ехали в Барселону как координаторы консорциума российских предприятий, занятых разработкой отечественного комплексного решения 5G. Перед нами стояла цель — детально изучить рынок, понять что есть и сформулировать несколько возможных вариантов для наших производителей: что можно сделать, каким образом, есть ли альтернативы, какие фирмы можно привлечь в качестве партнёров, и что именно у них необходимо покупать. По сути мы выполнили консалтинговую работу», — объясняет руководитель ЦК НТИ Дмитрий Лаконцев.
Второе мнение
Сверхзадачей Центра компетенций НТИ «Технологии беспроводной связи и интернета вещей» является создание такого отечественного решения 5G, которое не только бы заинтересовало российских операторов из «большой четвёрки», но и смогло отвоевать часть рынка у крупнейших иностранных вендоров: Nokia, Ericsson и Huawei. По прогнозам, в 2022-2023 годах рынок связи 5G начнёт интенсивно осваиваться, операторы будут вливать в него огромные деньги на покупку оборудования и организацию базовых станций. И если хотя бы часть этих средств останется в России, а не уйдет в Китай, — миссия ЦК НТИ будет признана успешной.
«К сожалению, наши операторы практически не интересуются какими-либо отечественными решениями. У них нет никакой мотивации, чтобы найти альтернативу. Они действуют предельно консервативно и экономически целесообразно. Они говорят так: “К нам придёт Huawei и всё сделает. И не надо дёргаться. Не надо никуда торопиться. Не будет никаких своих решений — не будет и проблем. Huawei сделает хорошую скидку, придут Nokia и Ericsson — мы между ними конкуренцию устроим, и ещё большую скидку получим”. В целом, наши операторы в отечественном решении не заинтересованы», — утверждает Дмитрий Лаконцев.
Но и у самих российских вендоров немало проблем. Они очень узко сфокусированы на своем кусочке рынка. У них нет достаточного кругозора. Плюс у наших производителей всё-таки уже наработаны определенные отношения с теми или иными западными поставщиками микросхем или какими-то иностранными партнёрами. Отсутствует полностью непредвзятый взгляд. В этих условиях только наличие неангажированного консультанта с широким видением рынка способно помочь консорциуму российских производителей сделать необходимые решения и продвинуть их продажи.
Третий эшелон
На выставке специалисты ЦК НТИ сосредоточились на разработках компаний второго и третьего эшелонов. Обычно, в отличие от грандов типа Nokia или Huawei, они поставляют отдельные части решений, детали, из которых уже можно собрать большое комплексное решение 5G. Выбор таких компаний обусловлен тем, что они готовы за отдельную плату лицензировать свой исходный код и конструкторскую документацию с правом внесения туда изменений. А значит их можно локализовать для российского рынка.
Создать отечественное решение 5G с нуля и за столь сжатые сроки (2-3 года) практически невозможно. И в консорциуме это прекрасно понимают. Поэтому трансфер иностранных технологий с их последующей стопроцентной локализацией является, вероятно, наиболее оптимальным способом. Готовы на это лишь небольшие компании. С флагманами телекоммуникационной индустрии договариваться о подобном крайне сложно и практически бесперспективно.
«Можно сколько угодно договариваться с Huawei и Nokia на тему “поменяйте шильдик на своём оборудовании на Саранский телевизионный завод”, но это не наш случай. Мы этим не интересуемся. Условно говоря, нас сейчас больше всего интересует именно лицензирование в исходниках», — подтверждает старший инженер-исследователь ЦК НТИ Станислав Елизаров.
Возможные решения
В наиболее общем приближении комплексное решение 5G может быть разделено на три части. Это Radio access network (RAN) — всё, что касается сети радиодоступа — базовые станции; контроллеры, связывающие базовые станции вместе; абонентское оборудование (его в переговорах не касались, так как ЦК НТИ потребительской частью не занимается вообще). Затем транспортные или опорные сети, которые, соединяют все это в единое целое. И, наконец, ядро сети.
«Мы больше всего сосредоточились на ядре и на базовых станциях, потому что с транспортной сетью в России сейчас всё очень неплохо — есть несколько отечественных производителей. Транспортные сети это прежде всего оптика, высокоскоростная передача данных. Там никакой специфики для 5G нет, помимо обеспечения требований по пропускной способности и задержкам. Такие компании как «Элтекс» и «Т8» уже заняты созданием транспортной сети в нашей стране», — замечает Дмитрий Лаконцев.
Представителей ЦК НТИ в первую очередь интересовали микро- и макро- базовые станции, рассчитанные на внешнее (outdoor) покрытие. Основные переговоры прошли с фирмами, которые предоставляют программные решения для реализации всего стека протоколов базовых станций 5G, либо его части. Важным условием было, чтобы решения компаний могли запускаться на как можно менее специфических компонентах (специализированных микросхемах, выполняющих работу по стеку).
Дело в том, что абсолютным лидером по поставке компонентов для базовых станций сейчас является американская корпорация Qualcomm. Она не работает с мелкими заказчиками и небольшими партиями, а значит для разработки отечественного решения их микросхемы использовать невозможно. Ну и самое главное — Qualcomm очень ненадежный поставщик в случае санкций со стороны США и любого импортозамещения. Использование компонентов Qualcomm — это завязка на одного единственного в мире поставщика микросхем.
«Мы старались сместиться в сторону решений, которые работают на процессорах общего пользования, например, архитектуры x86, таких как Intel Core i9. Подобные процессоры стоят везде, буквально на каждом десктопе, и вероятность, что их поставки запретят, крайне мала. Сейчас всё больше и больше решений, заточенных под x86, а не специализированные микросхемы. Рынок активно уходит от специальных чипов. Кроме грандов. Понятно, что большие компании все сидят на Qualcomm», — добавляет Серафим Новичков.
Второй вариант, помимо процессоров общего пользования, это топовые ПЛИСы (FPGA) — программируемые логические интегральные схемы компаний Altera или XILINX. Кроме них есть несколько производителей помельче. Это диверсифицированный рынок. Как, впрочем, и рынок x86, где помимо Intel есть AMD и ещё пара менее известных фирм. Поэтому представители ЦК НТИ вместе с компаниями из возглавляемого ими консорциума приходили на стенды этих производителей, где на заранее назначенных встречах обсуждали различные варианты поставок, технические возможности, вопросы лицензирования и многое другое.
Производящие чипы фирмы очень сильно помогают разработчикам решений под их микросхемы. В частности крайне активно на этом поле выступает Intel. Они сделали проект FlexRAN — реализация физического уровня LTE и 5G на обычном x86-процессоре. А производитель FPGA XILINX сейчас интенсивно помогает небольшим компаниям и стартапам, которые хотят делать физический уровень L1 на их чипах.
Иными словами, уже сегодня для российских вендоров есть несколько вариантов реализации физического уровня L1: в конкретной специализированной микросхеме, в ПЛИСе (FPGA), либо на чипе x86. Ну а более верхние уровни L2-L3 давно реализуются на микросхемах общего пользования.
К примеру, специалисты ЦК НТИ провели переговоры с французской компанией Amarisoft. Она делает полностью готовые решения — базовую станцию, как единый монолитный программный продукт, работающий на x86-процессоре. Эту базовую станцию можно запустить на любом обычном компьютере с Intel Core i9. Кроме того, есть специализированная плата, которая вставляется в типовой слот PCI Express, у неё на выходе так называемый CPRI (Common Public Radio Interface) — общий открытый радиоинтерфейс. Он позволяет соединиться со стандартным радиохэдом на вышке. Либо же прямо из платы торчит маленькая антенна. Софт, процессор x86 плюс дополнительная плата — и вот у вас готовая базовая станция на неспециализированном чипсете.
«С Amarisoft мы в первую очередь обсуждали возможность портирования их продукта на отечественные процессоры, в частности на Эльбрус и на процессоры АО НПЦ «Элвис». Их представители тоже принимали участие в обсуждении. В принципе, такая возможность есть. И если всё сложится, то мы получим программный продукт, который в исходниках может быть проверен ФСБ и другими заинтересованными силовыми структурами. После покупки это будет наш продукт, мы сможем исходный код как угодно модифицировать. Если его удастся портировать на отечественный процессор, то вот вам уже и почти что отечественная базовая станция», — оптимистичен Дмитрий Лаконцев.
Результаты
Впрочем Amarisoft не единственный возможный поставщик. По базовым станциям и их отдельным составляющим переговоры прошли с компаниями PHAZR Inc., JMA Wireless, Wireless Systems Solutions, Radisys Corporation, Avnet Silica. Также встречи были с Airspan Networks, Parallel Wireless и MulteFire Alliance — всё это изготовители отдельных «железок», которые из разных компонентов пытаются делать базовые станции и законченные решения.
Очень интересная беседа была у представителей ЦК НТИ с японской NEC. У них есть своё собственное решение для 5G. Оно пока незаконченное, готовы лишь отдельные куски, но японцы очень заинтересованы им поделиться. Представители NEC говорили о межправительственном взаимодействии между Россией и Японией. И в рамках этого они готовы активно сотрудничать и делиться технологиями.
Кроме того ЦК НТИ и инновационный центр «Сколково» выразили готовность выступить в качестве независимого тестового полигона для индийской компании Aricent. Исходный код они не готовы предоставить, но прогнать у себя на тестах их решение — это хорошая возможность.
По ядру сети переговоры велись с индийской Polaris Networks и с отечественными компаниями, например, «Протеем» (Санкт-Петербург). У них есть своё ядро, и ЦК НТИ договорился провести его тестирование со своим окружением в Сколково. Уже сейчас оно идёт полным ходом. Договоренности с «Протеем» стали первым ощутимым результатом посещения WMC 2019, так как на выставке сразу удалось договориться о включении их ядра в тестовую зону 5G ЦК НТИ в инновационном центре «Сколково».
Помимо разработчиков отдельных решений, специалисты центра пообщались с компаниями, поставляющими измерительное оборудование, испытательные стенды для отработки и проверки решений 5G. Прежде всего это Keysight Technologies, Prisma Telecom Testing и Rohde & Schwarz.
И хотя с транспортной сетью в России проблем нет, но всегда необходимо иметь запасной вариант. Здесь партнерами могут выступить испанская Ceragon Networks или Broadcom Inc. Последняя в большей степени заточена на производство микросхем, однако у них очень мощная экспертиза и по различным вариантам построения транспортной сети для 5G. Broadcom Inc. выразили огромный интерес и готовы участвовать в консорциуме при ЦК НТИ, делать доклады и делиться своим опытом.
Перспективы
Центр компетенций НТИ «Технологии беспроводной связи и интернета вещей» сам не является производителем, но помогает российским производственным компаниям. Сейчас эта поддержка выражается в хорошем знании всего мирового рынка, наличии предварительных договоренностей о поставках решений на интересующих Россию условиях. Пока, конечно, это будут небольшие опытные партии. В дальнейшем консорциум при ЦК НТИ будет поставлять программное обеспечение и оборудование операторам «большой четвёрки».
В настоящее время центр совместно со Сколтехом активно разворачивает опытный район 5G на базе инновационного центра «Сколково», а также испытательные стенды в самом Сколтехе. На них специалисты ЦК НТИ собирают будущее комплексное решение по кускам. Это напоминает конструктор: технологии одного производителя, второго, третьего собираются в единое целое, а затем проверяется работоспособность подобного «кентавра».
В опытном районе отечественные производители могут протестировать своё оборудование и понять, насколько оно работоспособно и соответствует требованиям 5G. А для операторов это возможность посмотреть, на что способны российские вендоры, и убедиться, что в отечественных решениях нет ничего страшного.
«У нас открытая для всех песочница. Приходите, пробуйте, щупайте и т.д. Давайте так построим, а давайте этак. Можем поиграть в различные архитектуры. Это площадка для всех, прежде всего для наших вендоров, которые могли бы своё оборудование проверять в полном окружении 5G. Не просто, как это обычно бывает, “у меня есть одна железка, и я имитирую ей вход и выход”, а полностью замкнутое рабочее решение» — считает Станислав Елизаров.
Но будет ли это всё интересно операторам? Почему они должны отказаться от проверенных годами крупных поставщиков и перейти на отечественного производителя?
«Это государственная задача. Правительство предпримет ряд мер по поддержке отечественного производителя. Скорее всего они включат в себя обременение при выдаче частот. Я не утверждаю, что именно так и будет, это ещё не решено. Но как вариант: определенные частоты выдаются оператору в пользование, при условии, что он покупает отечественное решение. Кроме того сейчас активно принимаются так называемые ТОРП — перечни телекоммуникационного оборудования российского производства. И требования по использованию оборудования из перечня ТОРП ужесточаются год от года. Оператор вынужден будет объяснять, почему он использует иностранное устройство, а не аналогичное российское. Ну и регулирование ввозных пошлин и налогообложения для наших вендоров и зарубежных. Условно говоря, ввозные пошлины для зарубежных вендоров сделают побольше, а для наших будут скидки на электронные компоненты, или просто снизят для них налоговую нагрузку», — уверен Дмитрий Лаконцев.
Пока явного решения нет, но эти вопросы активно обсуждаются в рамках программы «Цифровая экономика», целевых программ министерств и т.д. Наш президент Владимир Путин, отвечая на форуме «Деловая Россия» на вопрос генерального директора компании «Элтекс» Алексея Черникова — центрального предприятия консорциума ЦК НТИ — подтвердил, что поддержка будет. Это поручение прошло по линии министерств и сейчас активно прорабатывается.
«Наш центр по максимуму сосредоточен не на безопасности, хотя в консорциум входит «Лаборатория Касперского», а на экономической составляющей. Потому что это единственный вариант выживания отечественного телекоммуникационного оборудования. Если мы будем жестко ограничиваться отечественным рынком, то конечно же никакого оборудования не будет. Тот же «Элтекс» вполне поставляет свою продукцию за рубеж, в Европу, например, в Сербию. Поэтому нам нужно ориентироваться на мировой рынок, и тут безопасность вторична. А вот цена и качество решений первичны, и вот тут-то мы и собираемся действовать», — заключает Дмитрий Лаконцев.
Комментарии закрыты