Олимпиада НТИ глазами девушек: «В детстве постоянно говорят: «Программирование, математика — это не для тебя», общество сильно влияет»
Зоя Воловикова. Из Иркутска. Лидер двукратного победителя студенческого трека Олимпиады НТИ команды alt_future. Учится в Иркутском государственном университете:
Я учусь на факультете сервиса и рекламы. Как это связано с IT? Это очень популярный вопрос)) На самом деле большинство технологий, что уже существуют и будут разрабатываться, связаны с сервисом и рекламой. Роботы — это сервис. В будущем официанты в кафе — это однозначно роботы. Потому что люди устают, люди бьют тарелки, а роботы этого делать не будут. Далее — реклама, здесь и социальные сети, и наш цифровой след в интернете. Этот след анализируют разнообразные боты, после чего подсовывают нам рекламу, рассчитанную специально на нас. Таким образом IT очень тесно связан с сервисом и рекламой!
Если вы думаете, что на нашем факультете нет сильных курсов по математике и информатике, то заблуждаетесь. У нас собралась очень сильная команда преподавателей, которая решила, что нужно срочно менять иркутское образование в сфере IT, и они ориентированы на то, чтобы хорошо подготовить нас к разным задачам в этой сфере. Эти преподаватели сконцентрированы на отделении «Прикладная информатика».
На прошлой неделе мы уже стали победителями студенческого трека Олимпиады НТИ по профилю «Прикладной искусственный интеллект» в Университете ИТМО, а теперь приехали и сюда. Мы не особо рассчитывали, что там у нас что-то получится, хотя искусственный интеллект (ИИ) нам гораздо ближе, чем технологии беспроводной связи (ТБС), но как это ни парадоксально, к ТБС мы готовы лучше.
В ИТМО было три задачи: кластеризация текстов из постов ВКонтакте, предсказание сплоченности льда на два года (таяние или консолидация ледяных масс) и восстановление отдельных отрезков временного ряда с данными о погоде. Необходимо было, чтобы они максимально совпадали с оригинальными. Там участвовало всего четыре команды. Помимо нас — из ИТМО, МФТИ и Новосибирска. Конкуренция меньше.
Здесь, в Сколтехе, очень крутая задача оказалась. Меньшего мы и не ждали. Она гораздо объемнее. В ИТМО надо было просто сесть, проанализировать данные, найти «фичу», собственно весь ИИ связан с поиском «фичей», а как найдешь её — быстро всё решаешь. Здесь так не получается. Тут необходимо гораздо больше знаний. Все пять подзадач очень объемные и требуют хорошего владения математикой.
На самом деле мы не строили планов попасть в призёры, хотя это было бы неплохо. Просто работали. Ведь главное — чтобы задача была интересная. А здесь она очень интересная.
Что касается организации Олимпиады в Сколтехе, то всё отлично. Никаких минусов. Некоторые неудобства связаны только с гостиницей. Сам Сколтех очень крутой и красивый! Мы попытались сравнить с ДВФУ по масштабности и навороченности. Там, конечно, места более живописные, а здесь зато стены разрисованы граффити, можно на них рисовать мелками и вообще свобода! Хотя в ДВФУ тоже на самокатах катаются.
В плане поступления в магистратуру я рассматриваю несколько вариантов: ИТМО, Сколтех и MIT.
Почему так мало девушек в программировании? Это на самом деле сложный вопрос. Я давно над ним думаю. Что интересно, у нас в Иркутске в лаборатории девушек работает больше, чем мальчиков! Но у меня в команде только мальчики, и это стратегический ход. Когда лишь одна девушка в команде — и она лидер, то её лучше слушаются)) И мальчикам хорошо работается!
Я отвечаю за общее руководство, распределение задач. А ребята — исполнители конкретных участков работы. Мы очень много вместе работаем в лаборатории и знаем как кто программирует, поэтому кто-то может к кому-то подсесть и помочь — устроить парное программирование. Используем Python и C++.
При выборе между ИИ и ТБС я всё же предпочту поступать на ИИ. Мне это ближе. Что мне особенно понравилось в Сколтехе при презентации магистратур, так это то, что здесь отбирают не просто айтишников, но людей с задатками лидеров. Лично мне бы хотелось развивать себя и как программиста, и как лидера. Поэтому магистратура в Сколтехе мне особо приглянулась.
А так, помимо победы, у нас ещё работы в лаборатории много, так что надо ехать трудиться дальше. Но вот преподаватели будут нами гордиться и собой гордиться, что нас таких воспитали. В Иркутске уже большой резонанс из-за наших побед. Преподаватели очень рады!
Галия Ешмагамбетова. Из Казахстана. Сейчас живет в Гронингене. Член команды Meijster2.0. Учится в Университете Гронингена (Нидерланды):
Наша команда опоздала на полдня. Мы не знали до конца расписание, а билеты покупали заранее, за месяц, потому что их было очень мало. Финал Олимпиады НТИ в Сколтехе должен был начаться 24-го, а по опыту других олимпиад, мы знали, что они начинаются ближе к вечеру. А вообще, на вторник там и билетов не было))) Да ещё и самолет опоздал!
В первый день, особенно после перелёта, смены часовых поясов и прочего, нам очень было сложно работать. Мозги вообще не соображали. Однако мы очень быстро всех догнали. Сначала переживали, что все уже всё сделали, одни мы такие глупенькие ничего не успеваем, а потом оказалось, что в некоторых задачах мы даже впереди идём.
Я из Казахстана, поэтому раньше ничего не слышала ни о школьных Олимпиадах НТИ, ни о студенческом треке. Рада, что попала. Здесь очень необычно. Я до этого много участвовала в хакатонах, казалось, здесь будет нечто похожее. Но что мне тут очень понравилось, так это наличие конкретных задач, даже блоков задач, и понятно над чем работать. Обычно, особенно на зарубежных хакатонах, просто говорят: «Сделайте что-то крутое». Тебе дают минимальное менторство, минимум инструкций. А здесь можно с менторами всё обсудить, все детали, и это очень помогает процессу. Есть ощущение, что работаешь над чем-то серьезным и куда-то двигаешься. Всё это легко измеримо, а иногда приносит удовольствие, когда что-то получается! Задача очень необычная. Крайне сложная.
Про Сколтех я давно наслышана, и в целом хотела бы здесь продолжить обучение. Я не присутствовала на лекциях, но сама атмосфера мне здесь нравится. Я специализируюсь на машинном обучении, поэтому поступила бы на что-то похожее.
В нашей команде три девочки и один мальчик. Это единственная команда с таким дисбалансом. Вообще, на самом деле, девочек всегда мало. Отчасти, так происходит из-за того, что девочкам в детстве постоянно говорят: «Ты будешь что-то гуманитарное делать. Программирование, математика — это не для тебя». Общество сильно влияет. У меня так было по крайней мере. Я не знаю как в России, в Казахстане так. Но я заметила тенденцию, что девочек правда мало. Есть такой образ, что мальчики — программисты, они играют в игры, они с компьютером хорошо разбираются, а девочки нет. У нас такой состав сложился случайно. Я и мальчик из нашей команды — мы вместе учимся, а другая девочка приехала на стажировку по обмену. Она знала про эту олимпиаду, до этого участвовала в школьном треке. Она нас позвала. И у неё была подруга, которая тоже вместе с ней участвовала в школьном треке. Так и сложился наш коллектив. Думаю, это чистая случайность.
Что делать, чтобы девочек в STEM было больше? Я считаю, что какие-то льготы делать не всегда справедливо. Знаете, часто замечаю, что к девушкам люди часто подсознательно относятся как к более глупеньким. Впрочем, иногда это может быть правдой, потому что у девушек просто было меньше времени, чтобы всё это выучить, так как парни часто начинают программировать ещё до университета.
Возьмем меня, сначала у меня был профиль биология, но она мне не понравилась, и я перешла на программирование. Таким образом, я влилась во всё это только 1,5-2 года назад. Для меня всё это было в новинку. Первый год было очень тяжело. А потом, чем больше я участвовала в соревнованиях, в хакатонах, тем больше набиралась уверенности в себе. Синдром, что я ничего не знаю, ничего не могу, прошёл только после нескольких турниров.
Кстати, я не знаю как в России, а в Голландии студентам ничего кроме учёбы больше не нужно. Они не стараются участвовать где-то ещё. Им достаточно университетского лимита знаний, а он достаточно маленький. А IT очень динамичная сфера, поэтому желательно участвовать в чём-то ещё. Более того, если ты участвуешь в соревнованиях, но ни в чем особо не разбираешься, ты нарабатываешь опыт, узнаешь всё больше и больше, и потом тебе легче себя сравнивать со своими сокурсниками. Они априори умеют уже меньше, чем ты. Появляется уверенность, что ты можешь больше. Ты во всём участвуешь, и в будущем это помогает — по окончании вуза у тебя в пакете не только прослушанные курсы, но ещё и куча соревнований, опыта, и это очень круто!
Олимпиада НТИ очень нравится жесткими требованиями и реалистичностью задач. В обычных олимпиадах всё довольно абстрактно, можно подогнать решение. А такие задачи как здесь прокачивают гораздо сильнее.
Татьяна Чибисова. Из Москвы. Учится в НИУ “Высшая школа экономики”. Член команды NotEasyPzd. Единственный программист в команде:
В Олимпиаде НТИ я принимаю участие уже во второй раз. До этого уже выступала на школьной. И мне очень понравилось тогда! Обычно все олимпиады теоретические, ты просто решаешь задачки: математику посчитать, физику. А здесь задачи прикладные, необходимо что-то конкретное сделать своими руками: программирование, сборка. Мне кажется, это более полезно, чем просто что-то решать. На школьном уровне я выступала по профилю «Энергетические системы», хотя прошла в финал и по «Технологиям беспроводной связи», но не поехала, потому что там можно было выбрать только один очный финал.
Как мне показалось, задача на школьном этапе была яснее и легче. Там было несколько задач разного характера: нужно было программировать, паять, считать что-то экономическое. Все очень разноплановые задания. Здесь же больше математических и физических задач плюс программирование. В чём была проблема — сначала не было вообще понимания, что происходит! Мы думали: «Что здесь вообще делаем? Как это решается? Кошмар-ужас!». В итоге к третьему дню уже разобрались. Теперь понимаем, что надо делать, можем задавать конкретные вопросы.
В плане организации олимпиады очень понравилась гостиница. Она необходима, чтобы члены команды могли продолжить вместе решать задачи, даже если они все живут в Москве. Тем более в NotEasyPzd все ребята из разных университетов: Вышки, Бауманки, МФТИ и Московского института геодезии и картографии. Очень понравилось, как всё устроено — нас познакомили, объяснили что делать, а по ходу олимпиады менторы очень хорошо подсказывают. Они сами подходят, если видят, что у нас какие-то проблемы, спрашивают: «Вам чем-то помочь?». Это очень полезно.
Сколтех, конечно, очень понравился. Он большой и инновационный. Если сравнивать с другими университетами — это прямо небо и земля. Обычно университеты все такие старенькие и скромные, а здесь всё просторно и широко. Всё время проходят какие-то конференции, всё время есть какая-то жизнь — это прямо очень круто!
В будущем я собираюсь сюда поступать. Вообще, я хочу сюда попасть и интересуюсь происходящим здесь с 10-го класса. И тут такая возможность! Узнаю, что есть студенческий трек Олимпиады НТИ, да ещё и в Сколтехе! Для меня это был шок! «Скорее нужно подаваться! Необходимо обязательно сюда попасть!». Олимпиада, предварительный отборочный этап — отличная возможность подготовиться к поступлению. А тут ещё и возможность попасть на стажировки в лаборатории Сколтеха. Отличный бонус! Вообще, у меня большие планы. Я хочу заниматься робототехникой и во время и после окончания Сколтеха поездить на стажировки в другие ведущие университеты мира.
В команде я была единственной девушкой, пока к нам не присоединилась Анна Николаева в качестве гостевого члена. Почему девушек так мало? Обычно всё-таки так складывается, что девушки не очень любят заниматься техническими науками. С одной стороны кажется, что это предвзятое мнение, но на опыте это действительно так. Во-вторых, девушки просто не знают о подобных мероприятиях и поэтому не участвуют в них.
Кстати, моя роль в команде — программист. И я единственный программист у нас. Начинала я кодить на Паскале, ещё в школе, но это был просто нижайший уровень, поэтому своим первым языком я считаю Python. Его я люблю всей душой. Он прямо прекрасен, чудесен. Потом у нас в университете начались «плюсы» — C++. Этот язык мне не понравился, буду честной. Отвращение к нему полное. А с февраля я начала учить Java, и сейчас ею только и пользуюсь. На олимпиаде она очень пригодилась. 50% задач здесь — программирование.
Сейчас для всех школьников и студентов есть большие возможности. Совсем другой подход. НТИ развивается, получается, что государство тебя поддерживает, университеты поддерживают, всё везде поддерживается. Огромный плюс Олимпиады НТИ в её практической направленности. Обычно ты решаешь только теорию и не имеешь понимания, где это применяется, для чего ты это учишь. Поэтому всё быстро забывается. Либо ты вообще не воспринимаешь эту информацию, тебе неинтересно. А здесь ты сразу видишь — вот буквально сейчас я пришла, учу теорию вероятностей и физику — и вижу как эти формулы реально применяются! Благодаря им начинает работать спутник! И ты такая: «Ого! Ух! Это можно применить в жизни! Не зря мы учим что ли! Ничего себе!». И прямо появляется мотивация учиться больше и лучше. Плюс здесь ты встречаешь людей, которые тоже замотивированы и ищут общения. Идёт обмен опытом, интересами. У тебя расширяется, а возможно даже и меняется мировоззрение.
Комментарии закрыты