Александр Сиволобов: «Как бы ни было тяжело в создании отечественного 5G-оборудования — все это окупится при переходе к 6G»
ICT.Moscow опубликовало большой материал, посвященный исследовательским трендам в сфере 6G. Одним из экспертов выступил заместитель руководителя Центра компетенций НТИ на базе Сколтеха Александр Сиволобов. Публикуем его расширенные комментарии.
Будет ли отдельный китайский стандарт 6G?
Стандартизация 6G идет на одной площадке — 3GPP, где встречаются китайцы, американцы, индийцы и многие другие. КНР, без сомнения, заинтересована в едином стандарте шестого поколения мобильной связи. Эта страна является производителем 80% всех смартфонов, изготовила и установила более 70% всех базовых станций 5G мира. Кроме того, Китай для большинства стран – это еще и торговый партнер номер 1 или 2. Именно поэтому КНР куда более заинтересована в установлении единых мировых стандартов, чем кто-либо еще.
Нельзя отрицать, что сложившийся сейчас разлад между ключевыми странами мира может наложить отпечаток на стандартизацию 6G. Скорее всего, максимум к чему эти действия приведут — это появление некоторых «суб-версий» 6G, которые на 95% будут аналогичны глобальному стандарту. Создание разрозненных экосистем маловероятно, т.к. это означает рост стоимости оборудования, на которое решится пойти считанное число государств.
Занимается ли Россия стандартизацией на международной арене?
Сейчас в 3GPP уже работает российский «Криптонит». Недавно рабочая группа SA3 консорциума включила предложение компании по части борьбы с уязвимостями в протоколах ECIES и 5G-AKA в технический документ, на основе которого могут быть разработаны новые методы информационной защиты.
Наш Центр компетенций НТИ на базе Сколтеха активно участвует в работе международного Альянса O-RAN. Эта организация занимается развитием открытых стандартов для сетей сотовой связи. Наша лаборатория OpenRAN является площадкой для тестирования разработанного в разных концах мира оборудования и ПО на соответствие спецификациям Альянса. Кроме того, мы занимаемся локализацией международных стандартов OpenRAN. Так что процесс идет.
Следует заметить, что роль конкретной страны в работе 3GPP или других ассоциациях фактически отражает текущий исследовательский и промышленный потенциал государства. Стандартизация – это один из векторов трансфера технологий из исследовательской области в производство. К сожалению, сейчас Россия производит менее 3% от всей научной продукции мира, поэтому наше участие в международной стандартизации пока что имеет точечный характер.
Еще важный момент – это то, что в современном мире большую роль играют международные исследовательские группы. Это позволяет объединить сильные стороны разных коллективов. К сожалению, у нас наметился процесс сворачивания международного научного сотрудничества. Такое уже было в СССР в середине прошлого века с печальными последствиями.
Изменит ли 6G расклад сил в экономике?
Три ключевых технологических домена – связь, полупроводники и обработка данных – постоянно совершенствуются, что позволяет привычному, традиционному объекту, механизму или машине перейти к «умной» версии самого себя, получить понимание окружающего контекста, создать новую цифровую коллективную общность, включиться в бесконечно растущий интернет вещей и, в итоге, встроиться в обновленные или созданные с нуля логистические и ценностные цепочки.
Как пример, сейчас с помощью смартфона можно выбрать и заказать новый автомобиль, а потом наблюдать за каждым этапом его производства. Можно заправляться, не выходя из авто, или удаленно предоставлять доступ к транспортному средству. И каждая такая функция – это новый сервис, а может даже и новая бизнес-модель.
Во время Всемирного конгресса 5G в Китае 31 августа 2021 года было объявлено, что в КНР запущено более 10 тыс. проектов по использованию 5G в 22 ключевых отраслях экономики. Удачные кейсы будут копироваться другими компаниями и постепенно совершенствоваться, в какой-то момент достигнув ограничений сетей пятого поколения. Поэтому будущее для 6G, вероятно, находится где-то среди этих десяти тысяч проектов.
Технологии 5G обеспечили инфраструктурные изменения большинства сфер экономики. Уже появились и быстро развиваются роботизированные порты, склады, шахты и карьеры, системы беспилотного общественного транспорта и доставки, оперативно перенастраиваемые сверхмалые и сверхбольшие автоматизированные заводские комплексы. Из КНР приходят кейсы непрерывного проектирования при строительстве инфраструктуры городского хозяйства. 5G активно внедряется в аэропортах и ж/д депо. Вот так, следуя за сценариями применения пятого поколения мобильной связи, мы можем определить стартовые области для шестого.
Стоит ли развивать 5G или сразу перейти к 6G?
В каком-то смысле я уже ответил на этот вопрос, приводя пример Китая. Придумывая, внедряя и совершенствуя те самые десять тысяч отраслевых 5G-кейсов, формируется технологическая потребность и будущий задел для 6G, на практике обучаются профессионалы для будущих проектов, отлаживаются операционные и бизнес-процессы. В итоге этого инновационного процесса новое поколение связи будет не просто диковинной игрушкой, а с первого года включится в генерацию дополнительного экономического эффекта.
Этот подход справедлив и для телекоммуникационной промышленности. Связь 6G будет более сложной, технологичной и требовательной к уровню компетенций и ЭКБ. Как бы ни было тяжело в создании собственного производства отечественного оборудования для сетей пятого поколения – все это окупится при переходе к 6G. Но если случится откат к «переклеиванию шильдиков», то наметившийся рост собственных компетенций будет загублен на корню. Попытка нового старта будет стоить в десять раз дороже.
Александр Сиволобов, заместитель руководителя Центра компетенций НТИ на базе Сколтеха
Изображение: ЦК НТИ
Комментарии закрыты