РВК выбрала для коммерциализации два проекта ЦК НТИ

Центр компетенций НТИ на базе Сколтеха по технологиям беспроводной связи и интернета вещей представил АО «Российская венчурная компания» (РВК) ряд своих проектов с наибольшим коммерческим потенциалом. Специалисты РВК отобрали из…

Центр компетенций НТИ на базе Сколтеха по технологиям беспроводной связи и интернета вещей представил АО «Российская венчурная компания» (РВК) ряд своих проектов с наибольшим коммерческим потенциалом. Специалисты РВК отобрали из них два для дальнейшего развития до девятого уровня готовности технологий (TRL-9), предусматривающего создание реальной системы с доказанной эффективностью в операционной среде. Такими проектами стали «Платформа сбора и обработки данных для индустриального интернета вещей» и «Робот для проведения автоматической инвентаризации магазинов спортивных товаров».

В марте РВК выбрала 5 из 14 Центров компетенций НТИ для реализации пилотных проектов по превращению технических разработок в коммерческие продукты. В пятерку лидеров попал и ЦК НТИ «Технологии беспроводной связи и интернета вещей» на базе Сколтеха. Все центры предоставили РВК перечни своих технологических проектов. После их всесторонней оценки на соответствие множеству критериев, остались лишь самые сильные, с максимальным коммерческим потенциалом.

Первый проект — платформа для сбора, хранения и обработки данных промышленного интернета вещей. Это открытый, легко масштабируемый и расширяемый модульный программный комплекс. У платформы будет единый интерфейс доступа к данным из различных источников и систем; библиотека решений типовых индустриальных задач с помощью машинного обучения (ML) и возможности применения других инструментов анализа данных (Data Science). Поверх готовой платформы можно выстраивать бизнес-аналитику и другие сервисы.

В настоящий момент команда ЦК НТИ проводит испытания прототипа в нескольких крупнейших авиакомпаниях страны. Уже сейчас система успешно прогнозирует 20 различных событий. Таких результатов удалось достичь благодаря тому, что большая часть разработчиков — это выходцы из компании «Datadvance». А лидер R&D — Виктор Лобачев — специалист с большим опытом применения информационных технологий в металлургическом производстве.

Потенциальными потребителями платформы могут быть любые промышленные предприятия — от металлургии и авиации до ритейла и рекламного бизнеса. Среди коммерческих продуктов, создаваемых на базе платформы, будут продажа доступа к ней (включая базы данных, метрик, математических моделей); заказы на R&D в области автоматизации; оказание услуг по моделированию и повышению эффективности технологических процессов. Для формирования первых заказов и отработки технологии ЦК НТИ ищет сейчас не менее 10 индустриальных партнеров для реализации первых пилотных проектов по моделированию технологических процессов.

Второй проект — робот для проведения автоматической инвентаризации магазина спортивных товаров. Это автономная самоходная установка, способная перемещаться по пространству торгового зала и сканировать RFID-метки на товарах, размещенных на полках.

Решение включает аппаратную платформу робота (сенсоры, датчики, камеры, лидары), программное обеспечение позиционирования и навигации, RFID-оборудование и софт для интеграции с ERP-системой заказчика, а также промышленный дизайн.

Создание подобного робота усложняется необходимостью разработки специального алгоритма локализации и навигации внутри помещения, так как «карта» конкретного магазина априори считается неизвестной (полки и стеллажи могут быть перемещены в зависимости от сезона или просто в течение рабочего дня).

Уже сейчас на мировом рынке активно внедряются роботизированные решения с использованием RFID, так как ведущие ритейлеры видят в этом большую экономическую выгоду. В России культура использования роботов для решения той или иной бизнес-задачи пока только зарождается. Однако очевидно, что наши игроки рано или поздно начнут перенимать передовые иностранные практики, особенно если они принесут им ощутимую выгоду.

Согласно расчетам команды ЦК НТИ, стоимость готового решения не должна превышать одного миллиона рублей. Среди потенциальные потребителей — B2B-сектор, супер- и гипермаркеты, розничные магазины (продуктовые, аптеки, строительные материалы и пр.), а также логистические производственные компании. Основной инструмент получения дохода — роялти от поставленных роботов либо продажа лицензионных договоров на программное обеспечение. Ближайшая цель — получение заказов на 300 роботов и организация их производства.

РВК готова активно содействовать Центру компетенций НТИ «Технологии беспроводной связи и интернета вещей» при Сколтехе в реализации этих проектов и их успешном выводе на российский и мировый рынки.

Комментарии закрыты