Петр Прокофьев: «Дорожная карта “Технета” должна отражать актуальные технологические тренды»

2 декабря 2020 года в рамках Второго международного форума «Новые производственные технологии» прошло заседание рабочей группы «Технет», посвященное актуализации дорожной карты «Технет 4.0». Заместитель руководителя Центра компетенций НТИ на базе…

2 декабря 2020 года в рамках Второго международного форума «Новые производственные технологии» прошло заседание рабочей группы «Технет», посвященное актуализации дорожной карты «Технет 4.0». Заместитель руководителя Центра компетенций НТИ на базе Сколтеха по развитию бизнеса Петр Прокофьев рассказал о главных итогах встречи.

Петр М. Прокофьев, заместитель руководителя ЦК НТИ на базе Сколтеха по развитию бизнеса

Что такое «Технет» и что такое дорожная карта «Технета»?

Петр Прокофьев: «Технет» или, говоря проще, передовые производственные технологии – это часть экосистемы Национальной технологической инициативы (НТИ). Развитие этого направления должно помочь реализовать потенциал по повышению конкурентоспособности российской промышленности за счет формирования так называемых «фабрик будущего». Такие фабрики займут центральное место в экономике материального производства – высокотехнологичной промышленности – по всему миру.

Фабрика будущего – это уже не здание с дымящейся трубой и призывным гудком, как в старых кинофильмах, это промышленное предприятие с тотальной (и это важный момент!) цифровизацией всего жизненного цикла производства, с цифровыми моделями продукции и применяемых процессов. И, конечно, с экосистемой на основе цифровой платформы (куда же без этого элемента современного мира). Она позволяет объединить усилия участников промышленных процессов на всех этапах (проектирование, производство, дистрибуция и управление пользовательским опытом).

Думаю, уже понятно, что масштаб проекта огромный и очень сложный для управления. Поэтому для стратегического планирования проекта создаются планы мероприятий (дорожные карты). В них обозначены задачи с конкретными сроками, ответственными за исполнение и требуемыми ресурсами. Это позволяет синхронизировать усилия участников для создания, развития и продвижения технологий, продуктов и услуг, которые обеспечат приоритетные позиции российских компаний на формируемых рынках.

Для чего нужна актуализация дорожной карты «Технет»?

Петр Прокофьев: Скажу очевидную вещь: наличие плана лучше, чем его отсутствие, однако любой план всегда недостаточно точен, особенно да дальнем горизонте планирования. Подвижная материя жизни и экономическая конъюнктура постоянно вносят те или иные коррективы, развитие технологий заставляет переоценивать уже сделанные предположения. Поэтому любая дорожная карта – а ведь в нашем случае это план не на месяц, а на целых 15 лет вперед – будет устаревать, и ее необходимо периодически актуализировать.

Дорожную карту «Технета» еще в 2017 году подготовила рабочая группа под бессменным руководством Алексея Ивановича Боровкова, проректора по перспективным проектам СПбГП (Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого).

В 2018 году начал свой путь еще один важный национальный проект – «Цифровая экономика» (ЦЭ), в котором тоже нашлось место новым производственным технологиям. В начале 2020 года стала понятна необходмимость синхронизировать дорожные карты НТИ и ЦЭ по этому направлению. Инициаторами этого процесса стали автор и главный идеолог НТИ, специальный представитель Президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков и Алексей Боровков.

Какие основные моменты были внесены в новую редакцию карты?

Петр Прокофьев: За последние три года технологический ландшафт серьезно изменился. Особенно в той области, которой занимается наш Центр компетенций НТИ, – беспроводная связь и интернет вещей. И это нашло отражение в дорожной карте. По нашей инициативе в план внесли мероприятия, касающиеся развития пятого поколения связи (5G) на основе отечественных решений, расширен и сам раздел про беспроводные технологии. Дополнены и актуализированы тематики развития и применения инструментов машинного обучения и искусственного интеллекта при обработке промышленных данных, разработки открытых сетевых стандартов для IoT, как существенной составляющей «фабрик будущего».

Дорожная карта уже финализирована?

Петр Прокофьев: Не совсем. С одной стороны, дорожная карта практически без замечаний прошла согласование в пяти заинтересованных федеральных органах исполнительной власти (Минобрнауки, Минэкономразвития, Минцифры, Росстат, Росстандарт). Но с другой, мы продолжаем собирать комментарии, хотя большую часть предложений участников рабочей группы уже внесли в документ.

Спецпредставитель Президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков высоко оценил проделанную работу и поблагодарил всех участников процесса. Он отметил, что достигнута важная веха, но нужно двигаться дальше. К примеру, необходимо синхронизировать KPI в отношении экспортной выручки.

Так что работа продолжается.

Какие предложения были высказаны в ходе заседания рабочей группы «Технета», все ли прошло гладко?

Петр Прокофьев: Серьезных разночтений нет, так как документ на понятийном уровне разделяется всеми участниками группы «Технет». Скорее, можно упомянуть о тех нерешенных вопросах, с которыми мы все сталкиваемся. Серьезная проблема развития передовых производственных технологий – это сохраняющийся разрыв между запросом предприятий и предложениями разработчиков. Первые хотят получить технологии, которые уже прошли эксплуатационные испытания, а вторые могут предоставить только рабочие макеты и образцы, разработанные в лабораториях. Эта «долина смерти» является очень серьезной проблемой для России, поскольку промышленность, еще по старой традиции, очень неохотно инвестирует в R&D. А это необходимо для доведения прототипов до уровня предсерийного производства. Для решения этой проблемы в мире используют так называемые «тестбеды» (testbeds) – испытательные полигоны. Их наличие и технологическое развитие, по сути, определяют возможность индустрии для создания новых конкурентных продуктов на основе передовых технологий. В России же их практически нет.

Для решения проблемы необходимо включить в дорожную карту инициативы, касающиеся механизмов стандартизации и формирования испытательных полигонов на базе крупных корпораций. Но здесь все упирается в недостаточное софинансирование разработок со стороны частного бизнеса или государственных корпораций. Предприятия обычно могут предоставить только площадку для тестирования разработок, но отказываются финансировать эти испытания – а ведь они могут стоить десятки и сотни миллионов рублей. Наш Центр регулярно поднимает эту тему на различных площадках, но решение пока не найдено. Надеемся, что так или иначе этот вопрос будет решен в ближайшей перспективе.

Также мы пришли к общему мнению, что дорожная карта «Технета» должна стать «живым» инструментом и отражать актуальные технологические тренды. Для чего потребуется упростить процедуру внесения изменений и предложений в документ.

Беседовал Максим Алексеенко

Изображения: ЦК НТИ

Комментарии закрыты