Дмитрий Лаконцев на «ЦИПР-2021»: комплексный подход к производству отечественного оборудования 5G и элементной базы — выдержки из выступления на панельной дискуссии «Новые перспективы 5G. Запуск сетей связи пятого поколения»

Дмитрий Лаконцев рассказывает про роль стандартов OpenRAN в экосистеме отечественного телекоммуникационного оборудования 5G

Какова общая логика создания телекоммуникационной промышленности в России? В какие сроки это можно сделать? Почему отрасль должна думать об экспорте отечественных решений и как этого добиться? Эти и другие актуальные темы руководитель Центра компетенций НТИ на базе Сколтеха Дмитрий Лаконцев раскрыл на панельной дискуссии “Новые перспективы 5G. Запуск сетей связи пятого поколения” в рамках индустриальной конференции “ЦИПР-2021” (23–25 июня, Нижний Новгород). Приводим выдержки из выступления.

 

За последние годы предприняты совершенно невероятные усилия. Мы сейчас на разных уровнях видим — и на уровне правительства, и на уровне министерств — серьезные шаги в нужную сторону. Еще лет 10 назад даже в планах не было речи о производстве отечественного телеком-оборудования. Смотрели на нас как на сумасшедших: “какое отечественное оборудование, зачем?” Сейчас эта повестка обсуждается везде. Трудностей очень много, и нельзя прятаться от них, делать вид, что их нет. Важно сейчас понять: сразу догнать Huawei и сделать оборудование дешевле — невозможно. Компания Huawei шла к успеху более 20 лет. И это были усилия всей китайской экономики, с мощной государственной волей и со всей энергией Коммунистической партии Китая. Нельзя ждать такого результата от нашей растерзанной промышленности, тем более в ближайшей перспективе. Чтобы отрасли приборостроения, а затем и производства электронной компонентной базы (ЭКБ) выросли, должны работать и государство, и регуляторы, и операторы, и разработчики программного обеспечения и аппаратной платформы, и предприятия ЭКБ — то есть все. Это должны быть мощные скоординированные действия. Сколтех — как институт развития и часть инновационной среды Сколково — создает сейчас вокруг себя соответствующую экосистему и старается координировать технологические усилия всех отраслевых игроков. Спасибо операторам за мощную поддержку — все вместе мы хотим двигаться вперед.

Сегодня на сессии называли 2023 год, как год внедрения отечественного 5G. Какие-то внедрения, несомненно, будут, но они не будут носить массовый характер. Чтобы дойти до массовости, нужно 10 лет.

Локализация оборудования состоит из трех частей: разработка или локализация сначала программного обеспечения, потом аппаратной платформы и, наконец, элементной компонентной базы, из которой и состоит платформа. Именно в таком порядке: софт, “железо”, ЭКБ. Этим путем мы и идем, создавая в Сколтехе базовые станции 5G. Первую версию софта мы уже сделали, она уже работает. Аппаратные платформы, первые опытные образцы, будут запущены в нашей пилотной зоне 5G в конце лета. На готовность серийного выпуска наш индустриальный партнер — новосибирская компания “Элтекс” — выходит в конце 2022 года. То есть первые серийные базовые станции (серия состоит из нескольких тысяч устройств) будут выпущены, согласно плану нашего проекта, в конце 2022 года. Наконец, замещение центрального процессора в этой базовой станции на отечественный мы уже обсуждаем с компанией “Элвис”. Ориентировочный срок – 2025–2026 годы. Посмотрите, что получается: наш проект запущен в конце 2019, уже в 2020–2021 году появился софт, затем в 2022 году появится аппаратная платформа, и, наконец, в 2025–2026 годах появляется элементная база.

Почему надо локализовать оборудование полностью? Первый момент. Существует большая проблема с поставкой компонентов, и она не связана с санкциями — это наблюдается сейчас во всем мире. Таковы особенности этого рынка: вы критически зависите от поставки компонентов, которые производят всего несколько компаний в мире. Процессоры x86 — это далеко не самая сложная вещь в нашей базовой станции. Самые сложные вещи — это, к примеру, специализированные фильтры под разные диапазоны в дуплексе, мощные высокочастотные транзисторы для усилителей и другие специализированные компоненты. Здесь не требуются 7-нанометровый техпроцесс или особенные вычислительные мощности. Эти компоненты довольно простые, но при этом — специфические. У нас их не делают, а купить их можно в мире у трех компаний. Причем, если мы хотим, чтобы серия вышла в конце 2022 года, то заказывать компоненты нужно в середине 2021. Сейчас ситуация в мире сложилась именно так. Если вы не хотите оказаться вообще без оборудования, то необходимую элементную базу надо уметь страховать.

Второй момент. Весь рынок строится устроен как перевернутая пирамида, где внизу находится компонентная база, затем идут аппаратные платформы и софт, потом – инфраструктура (сети), а поверх сетей – сервисы. Причем, сервисы — это самый доходный и прибыльный уровень из всей пирамиды. Но он полностью зависит от стабильного функционирования всех уровней, вплоть до оборудования для производства полупроводников и другой ЭКБ. Чем больше пирамида локализована, чем выше доля отечественного оборудования, тем больше этот рынок и стабильнее экосистема. Базовых станций всех форматов и всех стандартов в России всего 800 тысяч. В Китае же сейчас только базовых станций 5G — около одного миллиона. И если брать Россию, то до 2030 года нам понадобится, к примеру, 700 тысяч базовых станций нового поколения. Это, в общем-то, не очень много. Тот же “Элтекс” способен производить 20 тысяч БС в месяц. И эти 700 тыс. предприятие произведет довольно быстро. Если посмотреть с этой точки зрения, то рынок получается маленький. Однако, когда вы делаете не только базовые станции, но еще и транспортную сеть, и программное обеспечение, которое нужно для поддержания всей сети, а затем и компоненты, то этот рынок растет, как снежный ком. Вот тогда история станет интересной с точки зрения экономики. Мы строим сеть не потому, что боимся “отключений” из-за границы или беспокоимся о безопасности критической инфраструктуры. В первую очередь, мы начинаем развивать телеком-отрасль потому, что это большой рынок, за который стоит бороться. Вот мы сейчас столкнулись с тем, что компоненты поставляются с трудом. Вспоминаю, что я сам несколько лет назад был против того, чтобы заниматься отечественной ЭКБ. И не потому, что не верил в нашу способность произвести что-то внятное, а потому что серийность слишком низкая. Ведь ЭКБ — это про миллионы штук, а не про сотни тысяч. Но сейчас мир так поменялся, что нельзя полагаться на зарубежную элементную базу. Есть вероятность остаться вообще без оборудования, а это может схлопнуть всю пирамиду.

Совместимость оборудования должна быть признана на мировом уровне — это краеугольный камень. Причина в том, что рынок отечественного оборудования — это лишь 1,5% от мирового. Всю эту историю бессмысленно затевать, если мы не хотим выйти за рубеж. Есть ряд стран, которые не хотят покупать ни американское, ни китайское оборудование. Это крупные государства, чьи рынки существенно больше российского, и у нас есть перспективы занять там место. Есть такой мировой проект, который называется OpenRAN, — он про открытую архитектуру и открытые стандарты для мобильных сетей операторского класса. OpenRAN появился и вырос как ответ на олигополию на рынке телеком-оборудования. Ведь оборудование такого класса сейчас производят всего лишь пять компаний в мире. Около 80% рынка занимают финская Nokia, китайский Huawei и шведский Ericsson. Остальное приходится на китайский ZTE и корейский Samsung. Оператор вынужден выбирать одного единственного поставщика для целого региона или даже для всей страны. Такая жесткая зависимость от вендора (vendor-lock) не нравится ни операторам, ни государству. Они с этим борются и делают ставку на открытую архитектуру и открытые стандарты. Идея OpenRAN в том, чтобы завязанное на одного поставщика жесткое вертикальное решение разбить на части со стандартизованными интерфейсами между ними. Таким образом можно сделать сеть из отдельных, совместимых между собой частей разных производителей. Это позволит впустить в этот рынок небольшие или средние компании, которые не способны “с нуля” создать все решение целиком.  Когда же на рынке появится больше игроков, то конкуренция возрастет, а цена начнет снижаться.

Сколтех активно участвует в этом проекте. Сейчас мы разрабатываем отечественные стандарты OpenRAN на базе мировых. Они должны пройти через технический комитет № 194 Росстандарта. Сегодня первые стандарты OpenRAN переданы в экспертные рабочие группы, где их будут обсуждать и приводить к ГОСТу. В этой работе мы получаем большую помощь от Никиты Уткина, руководителя ТК 194. Насколько я знаю, Россия — первая страна в мире, которая принимает стандарты OpenRAN в качестве национальных. Благодаря этому шагу, мы даем возможность российским компаниям выйти на глобальный рынок.

Мы строим экосистему, встроенную в международные рынки. У нас в Сколтехе есть лаборатория, которая проводит испытания и скоро будет делать формальную сертификацию отдельных элементов сетевого оборудования на соответствие стандарту OpenRAN. Это позволит отечественным производителям выходить на международные маркетплейсы. Когда на устройство получено сертификационное заключение о том, что оно прошло испытания согласно утвержденным методикам и соответствует всем требованиям стандарта, тогда производитель сможет продавать его по всему миру. За это направление отвечает организация Telecom Infra Project (TIP), которую поддерживает компания Facebook. Мы активно участвуем в работе TIP. Они делают маркетплейс для операторов и интеграторов. Логика простая: ты испытал оборудование, например, в нашей лаборатории в Москве, вышел со своим оборудованием на маркетплейс TIP – и тебя будут покупать по всему миру. Много компаний, в том числе резиденты Сколково, в этом заинтересованы и идут к нам. Надо все продвигать — и стандарты, и экосистему, и выход на международный рынок — иначе история будет слишком маленькая.

Еще важный момент. Надо бороться с переклейкой шильдиков! Это серьезная проблема, которая до сих пор существует в России. Обходят запреты с невероятной изобретательностью и талантом, который присущ нашему народу, чтобы и переклеивать, и переклеивать, и переклеивать шильдики на Huawei и на что угодно.

Дмитрий Лаконцев, руководитель ЦК НТИ на базе Сколтеха (ключевые выдержки из выступления с панельной дискуссии
“Новые перспективы 5G. Запуск сетей связи пятого поколения”, индустриальная конференция “ЦИПР-2021”).

Фотография: ЦК НТИ, НТИ

Комментарии закрыты